20 октября 2016 г.

Тамболия: аналитический отзыв



Представляю небольшой отзыв на игру "Тамболия". 

Делюсь не впечатлениями, а интересными особенностями самой игры, поэтому назвал отзыв "аналитическим".
Отзыв будет в основном полезен только тем, кто уже играл в трансформационные игры ранее. Как и зачем играть в трансформационные игры я в этом отзыве писать, увы, не буду. (Хотя нужно было бы по той простой причине, что психологические игры окутаны некоторым мистическим ореолом, который мешает понять человеку никогда в них не игравшим, что это такое и зачем они нужны.)
Курсивом – собственные размышления о том «как и почему работают психологические игры?».

Буддизм

Все трансформационные игры метафоричны, но сами образа и метафоры, создающие игровое поле могут быть весьма разными. Обычно, метафоры берутся из психологии, хотя бывает и из художественной или даже безнес-литературы.
В Тамболии основные образа и метафоры подчерпнуты не из психологии, а из буддизма. Чтобы их понять, хватает совсем беглого знакомства с буддистскими учениями. Как мне кажется, это является плюсом относительно других психологических игр, построенных на понятных для психологов-практиков (но не простых смертных) понятиях (типа «ресурс», «энергия», «субличность» и так далее).
Это говорит о том, что игры можно делать почти в любых «сеттингах», близких и понятных игроку, тех что направляют его воображение и кажутся по-своему мудрыми. Как представляется, экзистенциальная литература, научная фантастика, фентези, наверное, даже популярное кино – все может быть этим самым сеттингом.
Быть может, игру можно «перевернуть» - превратить ее в обучение какому-либо «сеттингу».

Калибровка запроса

Обычно перед началом любой психологической игры, каждый игрок записывает и озвучивает свой запрос. Запрос задает контекст игры для него. То есть все вопросы, задаваемые в игре, все перемещение по полю относится именно к этому запросу.
Как именно запрос должен формулироваться – единого мнения у разных ведущих, с которыми приходилось общаться нет. Единственное и самое главное, вопрос должен касаться именно самого себя, изменений в себе.
Что в Тамболии интересно в этом аспекте – это уточнение \ калибровка запроса, как отдельный первый ход в игре.
В этом ходу игрок кидает несколько раз кубиков. Каждый из них каким-то образом «уточняет» запрос. Например, из текущей ситуации, ума или чувств он исходит. Или чем (какими процессами внутри личности) он обусловлен, например, потребностью в саморазвитии, внутренней гармонии, самореализацией в социуме и так далее.
После этого на следующий ход игрок должен сделать связный рассказ, описывающий запрос с помощью тех контекстов, что дали кубики.
Например, к первоначальному запросу «я хочу отыскать новые горизонты для своей карьеры» добавляется, 1) что вопрос исходит из рассудка, а не чувств, 2) вызван динамикой личного развития, 3) текущее состояние игрока описывается как «избыток энергии» и так далее.
Такая «калибровка» помогает игроку погрузиться в свой запрос, больше его обдумать, больше о нем рассказать ведущему и другим игрокам. Опытный ведущий может предложить даже изменить запрос, если в ходе рассказа игрок обнаружит какие-то очень важные детали, открывающие более глубинные проблемы, сравнительно с теми, которые игрок первоначально озвучил.
Возникает резонный вопрос: как так получается, что на кубиках будут выпадать именно те, числа, которые указывают именно на те «уточнения», которые кажутся адекватными первоначальному запросу. Временами кажется, будто игра должна подыгрывать игроку. И зачастую, кажется, что она именно это делает, невзирая ни на теорию вероятности, ни на здравый смысл. Однако, как мне кажется, этот эффект «подыгрывания» вызван в первую очередь не тем, что «игра подыгрывает» (хотя это тоже исключать нельзя – пусть для волшебства тоже будет немного места в моей холодной голове), а тем, что сам игрок, его способность сочинять истории, подыгрывает игре. Почти для любой комбинации уточнений можно не так сложно придумать объяснение, связать их в единый рассказ. Например, происхождение запроса про «новых горизонтов карьеры» может происходить также и из эмоций. Например, из-за чувства неудовлетворенностью собой, своим окружением и так далее. Какими бы не были «уточнения», всегда можно придумать рассказ. Польза этих уточнений и рассказа в том, что рассказ «заземляет» игрока в игровом мире, заставляет верить в реальность игрового мира, в реальность собственного представления о самом себе, данное через игру.

Коллективность

Играть в Тамболию одному вряд ли будет также интересно, как играть в компании.
Это связано с некоторыми механиками игры.
Каждый ход игрок должен раскрывать ту или иную достаточно общую абстрактную тему (в контексте его запроса), которая написана на игровом поле, где находится его фишка. Например, «что такое добро и зло?» или «что такое ответственность?».
Передвижение по полю игрока на следующую клетку происходит только после одобрения всеми участниками того, что эта тема раскрыта игроком. В этот момент обычно другие игроки дают разнообразную обратную связь, взгляд со стороны на запрос и игрока, который делает ход. Это позволяет узнать мнения других людей, их сомнения, советы и так дальше, что делает опыт всей игры намного более «объемным».

Комментариев нет:

Отправить комментарий