5 февраля 2017 г.

Проблемы при перенесении Т-Игр в онлайн: обсуждение в ИКП

Посетил не так давно Институт Креативной Психологии (ИКП). Институт выпускает множество психологических игр и даже мобильный приложений по психологии, ведут активный поиск полезных продуктов и ниш, где эти продукты могли бы быть коммерчески-успешными.

Насколько я понял, общая идея, которая направляла их при создании продуктов: игр и приложений,- заключалась в том, чтобы тренировать людей лучше понимать друг-друга и , соответственно, лучше взаимодействовать. Однако с течением времени список тем, над которым работает ИКП сильно расширился.

Мы, с организатором и ледером Института Стансилавом Раевским и координатором проектов Ольгой Никитиной, обсуждали возможность выведения Трансформационных Игр в онлайн-пространство. Я провел небольшую демонстрацию онлайн-игры, сделанную по мотивам "Парада Планет" Аллы Чугуевой (игра скоро будет доступна всем желающим, следите за новостями).

Моими собеседниками было выделено несколько трудностей, препятствующих продвижению игр для широкой аудитории:
  • Метафорическое мышление. У многих, увы, не очень развито. Многие изображения и вещи люди зачастую воспринимают слишком буквально, не пытаюстся увидеть, придумать иносказание.
  • Ассоциации. Зачастую ассоциаций возникает у людей не так много: не всегда хватает воображения или эрудиции.
  • Относительно низкая увлекательность. Игра должна как-то увлекать, чтобы играть в нее было не скучно. Например: быть групповой, иметь какие-то еще чисто игровые механики, вовлекать внутренним повествованием, артворком.
  • Введение игрока в правильное состояние. Я бы назвал это состояние "рефлексивно-трансформационным". Во-первых, человеку нужно погружаться в самого себя, слышать свои "голоса" и "внутренние споры", а во-вторых, быть готовым что-то сдвигать у себя внутри: собственные установки, способы мышления и прочее. То есть, быть готовым к самопсихотерапии: что-то обнаруживать в себе, де-конструировать найденное, пересобирать его заново. (По собственному опыту, я научился входить в это самое рефлексивно-трансформационное состояние не сразу. Наверное, после 2-3 живых игр ,которые больше воспринимались как треннинги, или же специфический вид развлечения)
Если работа над первыми тремя пунктами кажется вполне представимой, то последний пункт оказывается действительно сложным.


С. Раевским было предложено несколько приемов, которые могли бы ввести человека в такое состояние:
1. Жертва. Архетипический ход в сказках или мифах, когда герою нужно чем-то невосполнимо пожертвовать, чтобы обрести что-то еще (новую способность, волшебную вещь, или, например, как богу Одину - мудрость лишившись одного глаза). Таким образом, возникает трансформационная ситуация разрушения и кардинальной перестройки.
2. Вызов. Какой-то большой вызов или амбиция, серьезная цель, которую неизвестно как достичь. Нужно чтобы эта амбиция или цель была непосредственно частью человека, движение к ней было у него внутри (по-крайней мере он должен в это поверить). Это условие помогает "заварить кашу" внутреннюю перестроек.
3. Провокация. Метод также используется в психотерапии. Смысл его в том, что деструктивность происходит из-вне. Методом сомнения в адекватности каких-либо представлений или компетенций человека. Таким образом, человек провоцирует на конструктивное созиздание собственной позиции.


Насколько я понимаю, эти приемы активно применяются в играх.
Жертва (как мне кажется наиболее мало проработанный вариант) - в ходе игр, где есть всякие выборы, ресурсы и прочее. Вызов - при составлении и проработки запроса на игру, если запрос имеет форму цели-амбиции (именно в такого рода запросы говорит Алла Чугуева, ссылку на ее мастер-класс выложу позже). Провокация - при вопросах ведущего, что для тебя значит то или иное, а также при всяких интерпретациях игрой текущего человеческого состояния (например, Оракулом Тамболии).

(Если считать, что игра - это иницатор "самопсихотерапевтического" или рефлексивно-трансформационного процесса, то большую часть того, из чего состоит игра, можно рассматривать как приемы для инициирования, направления и удержания этого процесса. Соответсвенно, с этой точки зрения, достаточно понятна моя позиция, что "запрос неважен", так как он - лишь один из приемов (вызов) запуска нужного процесса).


Вопрос на данный момент заключается в том: как эффективно применять эти приемы в онлайн режиме без наличия ведущего?
Думаю, что бывают и какие-то другие приемы. Как их находить?

Комментариев нет:

Отправить комментарий